В 2023 году маркетплейсы стали участниками оборота маркированных товаров. Это означает, что теперь они также как и продавцы розничной торговли несут ответственность за неправильную работу с данной продукцией.
Но распределение и степень ответственности зависят от схемы сотрудничества. Далее расскажем, как правильно организовать работу с маркированными товарами на маркетплейсах, чтобы отгрузки проходили вовремя и без получения штрафов.
Основные термины
Маркировка - работа с товарами, которые подлежат идентификации и контролю в системе "Честный ЗНАК".
Маркетплейс - торговая площадка, на которой происходит торговля товаров и услуг от своего имени либо имени продавцов-партнеров.
Селлер - поставщик, который продает свой товар или услуги.
КМ - код маркировки, присваиваемый уникальный индификатор товаров для их учета в системе маркировки.
ЭДО (электронный документооборот) - сервис, в котором обмениваются электронными документами участники оборота товаров.
Что касается схем сотрудничество, выделяют 3 основных: FBO,FBS,DBS.
- FBS (перевод.частичное исполнение) - в данной схеме сам маркетплейс берет на себя из этапов исполнения заказов только доставку.
- FBO (перевод. полное исполнение) - маркетплейс берет на себя все этапы исполнения заказа, включая хранение, упаковку и организацию доставки. Поставщик в данном случае отслеживает только остатки и подвозит товар на склад маркетплейса.
-DBS (перевод. режим витрины) - маркетплейс при данной схеме выступает как онлайн-витрина, все остальное: хранение, сбор заказов, доставка и прием оплаты остаются за поставщиком.
Маркетплейс - торговая площадка, на которой происходит торговля товаров и услуг от своего имени либо имени продавцов-партнеров.
Селлер - поставщик, который продает свой товар или услуги.
КМ - код маркировки, присваиваемый уникальный индификатор товаров для их учета в системе маркировки.
ЭДО (электронный документооборот) - сервис, в котором обмениваются электронными документами участники оборота товаров.
Что касается схем сотрудничество, выделяют 3 основных: FBO,FBS,DBS.
- FBS (перевод.частичное исполнение) - в данной схеме сам маркетплейс берет на себя из этапов исполнения заказов только доставку.
- FBO (перевод. полное исполнение) - маркетплейс берет на себя все этапы исполнения заказа, включая хранение, упаковку и организацию доставки. Поставщик в данном случае отслеживает только остатки и подвозит товар на склад маркетплейса.
-DBS (перевод. режим витрины) - маркетплейс при данной схеме выступает как онлайн-витрина, все остальное: хранение, сбор заказов, доставка и прием оплаты остаются за поставщиком.
Ответственные за маркировку
Не зависимо от этапа движения товара каждый участник оборота так или иначе взаимодействует с кодами маркировки.Производители и импортеры заказывают коды маркировок, наносят их на упаковку, вводят товары в оборот и отгружают маркированный товар.
Оптовые компания в свою очередь передают сведения об операциях с маркированными товарами в систему "Честный Знак".
Помимо маркировки товаров, стоит помнить о маркировке остатков, если этого требуют правила маркировки в их товарной группе.
Селлер - может быть как продавцом, так и поставщиком для маркетплейса.
Если участник торговой площадки перепродает товары, купленные у производителя или оптовой компании, его задача — принять маркированную продукцию через ЭДО.
Но важно понимать, наносить коды маркировки обязанность не только производителей и импортеров, но и других участников цепи - поставщики и розничные магазины.
Отсутствие кодов маркировки приведет к штрафам, как со стороны надзорных органов, так и со стороны маркетплейсов.
За вывод из оборота кодов маркировки отвечает либо маркетплейс, либо селлер, выбор зависит от схем сотрудничества.
При схеме FBO (полное исполнение) селлер отправляет маркетплейсу универсальный передаточный документ, указывает в нём вид товарооборота "4 - передача Агенту". При продаже маркетплейс формирует все необходимые кассовые чеки, выводя КМ из оборота. В кассовых чеках должны быть указаны признаки агента и ИНН поставщика, от имени которого действует маркетплейс.
При схеме FBS (частичное исполнение) - услуги маркетплейса ограничиваются доставкой и приемом оплаты от конечного потребителя. Таким образом, торговая площадка не является участником оборота маркированных товаров и выступает только в роли платежного агента.
Селлер выводит коды маркировки через личный кабинет «Честного ЗНАКа» в течение трех дней после отгрузки товара в распределительный центр маркетплейса, но не позднее передачи товара конечному покупателю. В качестве причины выбытия селлер указывает «Дистанционная продажа». При продаже маркетплейс формирует кассовый чек с признаками платежного агента без указания кода маркировки.
При схеме "режим витрины" селлер делает все сам: хранит товары на своем складе, собирает заказы, доставляет их и принимает оплату. Все кассовые чеки и вывод маркированных товаров возлагаются на ответственность селлера.
Основные бизнес процессы по работе с маркированными товарами, между исполнителями в зависимости от схемы сотрудничества.